среда, 3 февраля 2021 г.

Как привить ребёнку самостоятельность?

Самостоятельность начинает развиваться у ребёнка на втором и третьем годах жизни на основе его моторных и интеллектуальных способностей. Если родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии, не ограничивают его активность, не торопят его, то у ребёнка вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, самим собой, своей средой, т.е.  самостоятельность у него закрепляется. В обратном случае у ребёнка закрепляется чувство неуверенности в своих способностях.
К возрасту 4 – 5 лет ребёнок приобретает множество навыков и создаёт психологическую и физическую базу для развития изобретательности. Особенно ярко изобретательность проявляется в фантазиях и играх ребёнка. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторных занятий, которые имеют возможность свободно бегать, прыгать, возиться в песке, кататься на велосипеде, на санках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Предприимчивость так же поддерживается готовностью родителей подробно отвечать на вопросы ребёнка, не мешать ему фантазировать и играть. Но если родители показывают ребёнку, что его игры вредны, нежелательны и утомительны, что вопросы его назойливы, а фантазии бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и проносит это чувство вины через многие годы.  У ребёнка возникает внутренний конфликт, который заключается в стремлении к продуктивной  активности и неспособности её осуществлять.
В возрасте 6-ти лет у ребёнка обостряется интерес к тому, как устроены вещи, как их можно освоить или приспособить. Когда детей поощряют мастерить, строить, готовить, рукодельничать, когда разрешают довести начатое дело до конца и хвалят за результат, то у ребёнка вырабатывается умелость и творческое отношение к миру. Если родители не поощряют занятия детей, видят в их играх одно «баловство» и «пачкотню», то у детей развивается чувство неполноценности, которое сопровождается низкой самооценкой.
В подростковом возрасте влияние родителей на ребёнка становится довольно косвенным. Но его собственная идентификация своей личности прямо задаётся тем, сумел ли он в соответствующие моменты своего личностного развития правильно реализовать свои психологические потребности в самостоятельности, предприимчивости, признании.

Игра, как ведущая деятельность детей дошкольного возраста, является отличным средством для их личностного развития. В игре можно формировать почти все полезные качества малышей. Самостоятельность в игре развивается непроизвольно. Ведь в игре ребенок предоставлен самому себе, находится в среде таких же малышей. Тут не нужны просьбы и указания взрослого. Дети сами знают, что делать с игрушками. А придумывая сцены и ситуации, дети незаметно  для себя и других приобретают навыки самостоятельности. В игровых ситуациях у ребенка повышается активность. Игровая активность ведет к тому, что ребенок сам ведет игровой сюжет в том направлении, которое кажется ему наиболее интересным.

Игры для развития самостоятельности у дошкольников.

«Правый -- левый» (хитрая игра)
Если ваш малыш еще путает правый и левый ботинки, помогите ему при помощи небольшой хитрости. Нарисуйте на ботинках два глазика, которые, если правильно их надеть, смотрят друг на друга.                       Возможны другие варианты.   Два человечка, которые протягивают друг другу руки. Две половинки сердечка.                                                  Рыбка, хвост которой на одной стороне, а голова - на другой. Например, ботинки с рыбкой  можно не рисовать, а купить любую наклейку и, разрезав ее пополам, наклеить на оба ботинка. Попросите малыша собрать картинку он с удовольствием согласится.

«Мышиные хвостики»

(игра, которая облегчает завязывание шнурков)
Разучите вместе с малышом небольшие стихотворения и повторяйте их каждый раз, когда завязываете шнурки.
Запоминалка
Раз шнурок и два шнурок Перекресток. Узелок.
Вот поссорились концы, Разбежались молодцы,
Спинки сделали дугой -- Вот один, а вот другой.
Помирились - повстречались И опять узлом связались.

Игра с мышиными хвостиками
Хвостик, хвостик, перекрест,
Хвостик в дырочку пролез.
Потянули, завязали,
Вместо мышек ушки стали.
Ушко, ушко, снова крест,
В норку заюшка залез.
Расскажите ребенку о мышиных хвостиках и заячьих ушках. Примерно так: «Вот смешные мышиные хвостики. Вот один, а вот другой. Один кладем на другой - перекрест. Один хвостик пролезает в серединку заячьей норы. Испугались хвостики зайца - разбежались в разные стороны. А вот и сам зайка появился. Вот одно ушко, а вот другое. Ушки играют в ту же игру». Эти образы помогут малышу запомнить последовательность в завязывании шнурков.

«Веселая шнуровка» (игра)

Чтобы научить ребенка шнуровать ботинок, вам понадобится дырокол и плотная бумага или картон. Сделайте дыроколом отверстия, можно в произвольном порядке, можно в виде шнуровки на ботинках. Возьмите шнурок, плотную веревку или проволоку и покажите, как можно продевать ее через дырочки. А еще можно делать небольшие узоры.
Даже самые маленькие дети включаются в игру, в которой нужно провести червячка (шнурок) через картонное или деревянное яблочко.

«Научи меня» (прием)

Иногда малыш уже умеет все делать сам, но почему-то не хочет. Он говорит: «Не могу, не умею, сделай сама, помоги...» В такой ситуации мама вдруг становится очень-очень беспомощной: «Ой, что-то у меня не получается. А что теперь надеть? А как это делать? Может, ты поможешь? Научи меня». Если сыграть искренне (ну, разучилась мама или заболела), ребенку придется спасать ситуацию, и он почувствует себя очень важным и все умеющим.

«Наглядные напоминания» (прием)
Чтобы было проще запомнить последовательность каких-либо действий, рисуйте «напоминалки».
Такие рисунки очень помогают ребенку стать самостоятельным, потому что не мама его контролирует, а он сам вспоминает.
Проходя мимо такого рисунка, малыш с удовольствием выполнит то, что нарисовано. Когда картинка станет привычной и перестанет привлекать внимание - нарисуйте новую.
Придумывайте и рисуйте «напоминалки» вместе!
Примеры напоминаний: рисунки «как сделать бутерброд», «как убрать постель», «как собрать игрушки», «как почистить зубы».

Ролевые игры

Используя игрушки, разыграйте следующие ситуации.
О зайце, который не умел есть. Каждый раз, когда он хотел съесть сладкую морковку, он звал маму, она выкапывала ее и кормила зайчика. Но однажды он был очень голодным, а мамы не было рядом. Пусть ребенок сам придумает, как справился зайчик.
О пингвине, который не умел раздеваться. Все пингвины отправились плавать в море, а он стоял на берегу и не мог снять свой пингвиний фрак.

«Сочинялка»

Цель: научить детей слушать другого, придумывать собственный сюжет.
Ход:  Начните придумывать историю, дальше, в какой то момент,  пусть продолжает начатую историю ребёнок, затем – снова Вы и т.д. Передавать ход можно с помощью мяча. Как только Вы передали мяч ребёнку, он продолжает историю. В любой момент ребёнок может передать мяч Вам. И тогда Ваша очередь продолжать рассказ. Истории можно записывать.

«Сложи картинку»

Цель: воспитывать настойчивость и самостоятельность – умение длительное время прикладывать усилие к достижению проявленной цели и достигать её, умение преодолевать трудности и достигать результаты – развивать волю, усидчивость, целеустремленность.
Оборудование: 2 коробки с картинками. В одной лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек, растений. В другой коробке – такие же, но только разрезанные на 6 равных частей по вертикали и диагонали.
Ход игры: Задача ребёнка - наложить правильно части картинок на целые.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий