среда, 3 февраля 2021 г.

 Игры на снижение тревожности.                   

                       Тревожность у детей дошкольного возраста

          Именно в дошкольном возрасте ребёнок усваивает основные нормы и правила поведения в социуме, общественные ценности, учится взаимодействовать со сверстниками. Но не у всех детей этот процесс происходит гладко. Зачастую, в детском коллективе ребенок сталкивается с проблемами, которые он не может решить самостоятельно. Родители начинают замечать изменения в поведении ребенка, его отстранённость, замкнутость, беспокойство, повышенную эмоциональность. Речь может идти о такой психологической особенности, как тревожность детей дошкольного возраста.

 Что же такое тревожность?

Тревожность бывает разной – ситуативной (тревога) и постоянной. Первая не является отрицательной характеристикой. Это защитная реакция организма на воздействие внешних раздражающих факторов. Тревога проявляется ситуативно в виде переживаний и быстро проходит. Например, ученик волнуется только во  время  ответа у доски.   Постоянная тревожность, или, просто, Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, состоящая в склонности постоянно  испытывать сильную тревогу по относительно малым поводам, это - переживание беспокойства, эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия.
Каковы причины возникновения тревожности у дошколят?                                                                                                                                      
Тревожность в дошкольном возрасте – очень распространённое явление. Психологи выделили ряд факторов, влияющих на возникновение и развитие тревожности у дошкольников. Основные из них:

ошибки родительского воспитания

 Завышенные требования со стороны родителей, авторитаризм 

                                                       При этом, родители крайне редко учитывают желания и мнение своего ребенка. Они  ставят перед малышом невыполнимые в силу возраста или умений задачи, предъявляют завышенные требования, которым ребенок не может соответствовать. За непослушание или за то, что дошкольник не оправдал их ожиданий, авторитарные родители наказывают сына или дочь.

          - Частые порицания,  физические наказания

         Этот пункт стоит выделить отдельно. При диагностике психологом причин тревожности у дошкольников одним из наиболее часто встречающихся факторов, влияющих на формирование эмоционального опыта ребенка, являются физические наказания. Приобретенный в раннем возрасте негативный опыт общения с родителями, страдания, испытуемые малышом от постоянных порицаний и унижений своего достоинства, откладываются в самых укромных уголках памяти и сильно влияют на развитие личности ребенка. Родители желают воспитать сильную, волевую и уверенную в себе личность, но по факту растят замкнутого, беспомощного, неуверенного в себе человечка. И в дошкольном возрасте эти качества начинают проявляться достаточно ярко. 

         - Гиперопека - чрезмерная опека

         Чревата тем, что малыш вырастет безвольным, не умеющим принимать решения и отвечать за свои поступки человеком.

         - Гипоопека – недостаток внимания со стороны родителей

         Это другой конец палки. Точно так же, как и избыток опеки, она плохо влияет на формирование личности. Из-за недостатка родительского тепла малыш чувствует себя обделенным и неполноценным.

проблемы детско-родительских отношений

- Эмоциональная отверженность ребенка в семье

В череде «взрослых» проблем: финансовых трудностей, проблем на работе, конфликтов между супругами и т.п. младшие члены семьи ощущают себя особенно ранимыми и незащищенными. Им не с кем посоветоваться, неоткуда ждать помощи, поддержки или утешения. «У родителей нет на меня времени, значит, я не достоин их любви». «В семье проблемы – это опасность!». Именно такие мысли зреют в детской голове.

наследственность         
                                                                                   
         В раннем возрасте основное влияние на ребенка оказывают родители. Именно от них, в большей степени зависит, каким вырастет их чадо; какие черты характера он приобретет. Ребенок с младенчества копирует взрослых – их эмоции, привычки, модель поведение. Но родители не всегда являются хорошим примером для сына или дочери. Часто взрослые, так же как и дети, нуждаются в профессиональной помощи. Комок комплексов, скрытых переживаний и волнений, которые накапливаются у взрослого человека годами, отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Родители бессознательно способствуют развитию у ребенка повышенной тревожности, они, а чаще мама, «делятся» своей тревожностью с малышом, «заражая» его негативным эмоциональным фоном. Другими словами, у тревожных родителей растут тревожные дети.

Особенности темперамента ребёнка

         Тревожность дошкольников также часто бывает вызвана врожденной характеристикой личности – темпераментом.  Наибольшая тревожность наблюдается у меланхоликов, которым характерны эмоциональная хрупкость, инертность, слабость.

пережитые эмоциональные потрясения.

         Тревожность в дошкольном возрасте часто является результатом стресса, пережитого ребенком в раннем детстве. Фиксация на негативных эмоциях происходит бессознательно. Но любой испуг, отложившийся в памяти младенца, может стать причиной тревожности у детей дошкольного возраста.

         Преодоление деткой тревожности – это сложный и планомерный процесс, который может длиться довольно долго и требует от взрослых терпения, внимательности к ребенку.

Что делать, если Вы заметили повышенную тревожность у своего ребёнка?                                                      
     Если в последнее время в жизни ребенка не было ярких травмирующих ситуаций, то снизить уровень тревоги своего малыша самостоятельно родителям под силу:
Будьте  ближе и терпимее к своим детям;
Поощряйте их и не сравнивайте с другими,
Не ставьте перед ребенком невыполнимых задач, не завышайте требования. Отмечайте прогресс.
 Развивайте инициативность ребенка. Пусть он сам решает, какую одежду надеть, какой мультфильм посмотреть всей семьёй или какую сказку прочитать на ночь
Минимизируйте влияние травмирующих ситуаций

Создавайте ситуацию успеха, в которой он почувствует себя сильным, значимым, способным на поступки.
Хвалите ребенка за старания. Повышайте его самооценку.
Обращайте внимание на физиологическую составляющую, то есть на здоровье малыша. Зачастую тревожность наблюдается у детей, которые сильно устают и мало отдыхают, мало спят и не имеют полноценный разнообразный досуг. Поэтому профилактика тревожности заключается также в упорядочении расписания всей семьи в целом и распорядка дня ребенка в частности.
Играйте с ребёнком в игры, снижающие тревожность.

Некоторые примеры игр:

Игра «Конкурс хвастунов»

Цель: способствовать осознанию ребенком своих положи­тельных качеств.
Взрослый предлагает посоревноваться в умении хва­статься. Они хвастаются по очереди, например, одна говорит: «Я — красивая», другой: «А я смелый», следующий:
 «А я добро-желательный», и т. п. Нужно стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.

Рисунок «Мое взрослое будущее»

Цель: способствовать повышению самооценки ребёнка.
Ребёнку предлагается нарисовать себя в будущем. После того как рисунок закончен, обсудите, что же позволило ему добиться такого прекрасного будущего. Какие усилия ему приш­лось приложить для этого?

Игра «Крылья»

Цель:  способствовать самовыражению ребёнка
Попросите ребёнка закрыть глаза и руками изобразить крылья. Попросите его представить, что у него появились крылья, он те­перь умеет летать. Куда он полетит? С кем? Что увидит? Ребёнок, не открывая глаз, придумывает, а затем открывает глаза и рас­сказывает о своих фантазиях.

Игра «Счастливый сон»

Цель:  способствовать самовыражению и развитию опти­мизма детей.
Ребёнок закрывает глаза и вспоминает свой самый счастливый сон или придумывает его, если такой сон ему еще не приснился. Затем рассказывает его и рисует.

   Игра «Неправильный рисунок»

Цель: способствовать снижению у ребёнка страха перед возможной ошибкой.
Ребёнку предлагается нарисовать неправильный рисунок. Если он пытается уточнить, что это значит, то Вы ни в коем слу­чае не должны ни давать каких-либо конкретных указаний по это­му поводу, ни приводить примеры и т. п. После того как рисунок  сделан, ребёнок объясняет, почему его собственный рисунок мож­но назвать неправильным, с чьей точки зрения он является не­правильным.

    Игра «Построй башню»

Цель: Снижение уровня тревожности, овладение навыками самоконтроля, выработка уверенности в своих силах.
Игровой материал: секундомер, фишки, принадлежности для рисования, сделанные по трафарету изображения башни (от простых до более сложных), кубики.
Ход игры: Предложите ребёнку выполнить одну из двух задач: построить из кубиков башню или раскрасить сделанное по трафарету изображение. Начиная игру с секундомером, Вы говорите: «Сейчас я дам тебе 10 фишек. Вот кубики, тебе за 10 минут нужно построить башню. Если ты будешь отвлекаться, ты не успеешь. При этом, каждый раз, как только ты отвлечёшься, начнёшь разговаривать, задавать мне вопросы, ты будешь отдавать мне по одной фишке. Если же ты справишься с заданием за 10 мин., я дам тебе ещё 10 фишек. Когда наберёшь 30 фишек, ты выиграешь и получишь приз». Подумайте заранее какой приз получит ваш ребёнок.

Усложнение игры состоит в том, что после нескольких занятий (когда ребёнок научится не отвлекаться) Вы во время выполнения задания нарочно его отвлекаете. При этом, ребёнку даётся инструкция не обращать на взрослого внимания.  Последующие возможные усложнения игры связаны с увеличением времени выполнения задания на 5 минут. Само задание при этом, так же, усложняется.



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий